Юноша из состоятельной семьи одевается в рубище и отправляется
славить Господа по средневековой Италии. Юношу зовут Франческо, а родом
он из Ассизи. Ничто в его жизни не предвещает такого поворота: веселый и
пылкий молодой человек не чурался роскоши, но Христос сказал: «Отвергни
себя … и следуй за Мною». Франческо-Франциск так и поступил и до самой
смерти оставался верен идеалу добровольной бедности, сохранив при этом
прежние веселость и пылкость.
Во времена проповеди Франциска (начало XIII века) европейцами владело
религиозное беспокойство. Падало доверие к церкви, процветали ереси, со
дня на день ожидали конца света. Спасителя часто изображали с
протянутыми руками – одной он предлагал святые дары, а другой обрекал на
вечные муки. Но Франциск увидел Христа совсем другим – изливающим на
мир бесконечную любовь. И единственным ответом на это могла быть
духовная радость. К ней он и призывал ближних, а в ближних у него ходили
не только люди, но и животные. Святой проповедовал сестрам-ласточкам и
братьям-цветам, отпускал на волю пойманных рыб и запутавшихся в силках
зайцев.
Перед смертью святой обрел стигматы – раны, полученные Спасителем на
кресте, – еще раз доказав свою близость к Христу. Казалось бы, чему
может научить этот подвиг самоотречения наших современников, утративших
веру? Оказывается, очень многому. Вместе с верой многие сегодня утратили
и радость бытия, и как тут не вспомнить о святом бедняке, который к
великому светилу обращался «Брат мой солнце», а к собственному
измученному телу – «Брат мой осел».
Свободная бедность

Духовная радость
Состояние духовной радости – вовсе не беспечность идеалиста, который
закрывает глаза на трагические стороны действительности. Франциск вполне
отдавал себе отчет, что жизнь несовершенна и таит в себе неисчислимые
страдания. Он так остро переживал муки распятого Христа, что на руках и
ногах у него открылись раны – стигматы. Но он знал, что на смену
крестным мукам пришла радость воскресения: она-то и пронизывает мир
своим бесконечным светом. Франциск прозревал свет там, где другие видят
тьму, – он и смерть называл «сестрою».
Святой жонглер
Поведение Франциска и его товарищей, конечно, противоречило нормам
здравомыслия. Но их диковинные поступки показывали, что кроме обыденной
реальности есть и другая – высшая, которой они и служат таким необычным
образом. Один жонглер, желая выразить преданность Богородице, начал
кувыркаться и становиться перед ней на голову, чем заслужил ее особую
милость, – так повествует францисканская легенда. Православные сходным
образом почитают юродивых, действия которых не укладываются в рамки
привычного.
Родство с природой
Близость Франциска к природе не была сродни чувству дикаря, который
ощущает себя ее неотъемлемой частью. Напротив, природа для него наделена
личным началом, он различает в ней мечту о разуме. Франциск не
растворяется в природе, а поднимает ее до своего уровня. Именно поэтому
звери, птицы и даже растения для него – братья и сестры.
Сила любви
Безраздельная любовь Франциска к миру – это проявление силы, а не
слабости. Он против утверждения веры огнем и мечом, но меч духовный у
него всегда под рукой. Отправившись к сарацинам проповедовать слово
Божье, он вооружен лишь этим оружием. Но и его достаточно для победы –
по преданию, султан, которого святой пытался обратить в христианство,
был настолько очарован искренностью его веры, что перед смертью принял
крещение. Когда в конце жизни Франциск заболел и начал слепнуть, это не
повергло его в отчаяние. Погружаясь во тьму, он сочинил гимн,
прославляющий источник света – солнце.

Да, это очень необычный последователь Христа, особенно для современной культуры...
ОтветитьУдалитьПомню, когда я первый раз узнал о нем, это побудило меня размышлять о словах Христа "оставь все и следуй за мной".
Кстати, всем кто не видел фильм снятый про этого мужа веры, советую посмотреть, мне очень понравился!
В главной роли Микки Рург - вот он на кинопоиске http://www.kinopoisk.ru/film/12109/
Особенно было интересно видеть, как от Франциска требовали устав...
УдалитьЛюди не меняются, в наши дни также требуют уставы...