В очередной раз, размышления после воскресения привели меня к попытке прочувствовать и представить что же такое триединство? Как нечто целое может внутри состоять из трех частей? И вдруг мне показалась знакомой сама формулировка вопроса. Где-то из глубин памяти о психологическом образовании стали всплывать концепции структуры личности человека.
Краткий исторический экскурс для иллюстрации моих изысканий.

В начале 20-х годов Зигмунд Фрейд ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.
Ид (от лат. оно) - бессознательная часть личности. Включает в себя биологические, инстинктивные, врожденные аспекты, связанные с удовлетворением прежде всего биологических потребностей (еда, сон, дефекация и т.д.).
Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма.
Суперэго - система ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Суперэго развивается с формированием личности благодаря социализации и трансляции системы моральных норм от окружения человека.
Пока ничего не напоминает?
Швейцарским психолог Карлом Густавом Юнгом предлагает следующую структуру: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Эго - центр сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Основа нашего самосознания и представлений о самом себе.
Личное бессознательное - вмещает в себя переживания и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания.
Коллективное бессознательное - хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли, представления, чувства, общие для всех человеческих существ. Своего рода генетическая память поколений.
Эрик Берн, американский психолог и психиатр, предлагает свои три состояния личности: Я-ребенок, Я-взрослый и Я-родитель.
Я-ребенок - эмоциональная составляющая личности, желания и импульсы, чувства, а также реакции, преобладающие в детстве.
Я-взрослый - способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения.
Я-родитель - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации.
Существует множество и других, более поздних, концепций личности, но на мой взгляд они становятся более прикладными и узконаправленными (нейрофизические, гуманистические, бихевиористские и т.д.)
Итак, если провести параллели с христианской троицей (Бог Отец, Бог Святой дух, Бог Сын), вопросов становится еще больше.
Интересно, создавались ли эти концепции под влиянием времени и христианской этики или же и на психическом уровне созданы мы по образу и подобию Божьему?..
Краткий исторический экскурс для иллюстрации моих изысканий.

В начале 20-х годов Зигмунд Фрейд ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.
Ид (от лат. оно) - бессознательная часть личности. Включает в себя биологические, инстинктивные, врожденные аспекты, связанные с удовлетворением прежде всего биологических потребностей (еда, сон, дефекация и т.д.).
Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма.
Суперэго - система ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Суперэго развивается с формированием личности благодаря социализации и трансляции системы моральных норм от окружения человека.
Пока ничего не напоминает?

Эго - центр сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Основа нашего самосознания и представлений о самом себе.
Личное бессознательное - вмещает в себя переживания и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания.
Коллективное бессознательное - хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли, представления, чувства, общие для всех человеческих существ. Своего рода генетическая память поколений.
Эрик Берн, американский психолог и психиатр, предлагает свои три состояния личности: Я-ребенок, Я-взрослый и Я-родитель.

Я-взрослый - способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения.
Я-родитель - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации.
Существует множество и других, более поздних, концепций личности, но на мой взгляд они становятся более прикладными и узконаправленными (нейрофизические, гуманистические, бихевиористские и т.д.)
Итак, если провести параллели с христианской троицей (Бог Отец, Бог Святой дух, Бог Сын), вопросов становится еще больше.
Интересно, создавались ли эти концепции под влиянием времени и христианской этики или же и на психическом уровне созданы мы по образу и подобию Божьему?..
Комментариев нет :
Отправить комментарий