Ученые тоже верят...


Каждый человек (рано или поздно) начинает задавать вопросы о природе своего происхождения. Некоторые, перерастая, удовлетворяются готовыми ответами, а немногие продолжают искать их всю жизнь. 

Исследователи, избравшие своей профессией науку, бывает находят противоречия, которые не в силах объяснить. 

Как справляются люди, с материалистической картиной мира, с чудесными проявлениями мира вокруг?

Далее приведены признания ученых, верующих в Бога. 
(по материалам журнала psychologies)

Николай Верещагин, математик, профессор МГУ, православный
«Это основа моей жизненной философии»


«Вне всякого сомнения, мир гораздо сложнее, чем наше научное воображение может себе представить. Мне кажется, например, крайне сомнительным представление о том, что жизнь и сознание могли зародиться и прогрессировать вследствие чисто случайных процессов. А без веры в загробную жизнь существование в этом мире мне кажется просто бессмысленным. Наука строит модели окружающего мира, доступного нам в ощущениях, с помощью научных методов. Я высоко ценю их и использую научные модели везде, где это возможно. Но они имеют свои пределы. С их помощью трудно построить хорошую модель, скажем, семьи. Поэтому по вопросу о том, как правильно поступить в какой-то жизненной ситуации, например в семейной жизни, я обращусь к батюшке, а не к ученому. Вера стала основой моей жизненной философии и поэтому руководит моими поступками в обычной жизни. Что касается занятий наукой, то я верю, что неожиданные идеи приходят к нам в голову не сами по себе, а подсказываются Богом или его ангелами. Когда я улавливаю такую идею, я радуюсь, что мое сознание достаточно созрело для ее восприятия, и что я достаточно хорошо проникся предметом». 


Мария Тимофеева, психоаналитик, православная
«Вера помогла мне понять смысл»


«По первому образованию я физик, окончила МФТИ. Но мне остро не хватало иных жизненных смыслов, и после долгих поисков я пришла к психоанализу. Возникла прекрасная иллюзия, что я нашла ответы на все свои вопросы. А в 1991 году на моих глазах произошла трагедия – утонул коллега, молодой яркий психолог. И вся конструкция, которую я внутри себя выстроила, рухнула в один момент. Я перестала видеть смысл и в психологии, и вообще в чем-либо. Случай привел меня в город Курчатов к священнику отцу Георгию Нейфаху. Почти месяц я жила в его семье, ходила с ним на службы. Мы о многом говорили, и, что самое главное, – говорили на одном языке: он сам в прошлом был ученым, биологом. Эта встреча перевернула мое сознание. Как будто внутри меня наконец-то сложился пазл. Я приняла религиозный путь мгновенно, как озарение. Он не противоречит моей профессии: религия и психология – это разные сферы жизни человека. Вера изменила всю мою систему ценностей, систему координат. Я обрела те смыслы жизни, которых мне недоставало. Конечно, не могу сказать, что у меня сейчас есть ответы на все вопросы о природе человека. Но однозначно мир стал дружелюбнее, мне открылась его красота и гармония".



Александр Штанько, физик, внеконфессионально верующий
«Теперь я вижу жизнь позитивно»


«Я научный работник, к тому же экспериментатор, поэтому и веру не мог бы принять без доказательств и опытного подтверждения. Я пришел к ней через глубокий мировоззренческий кризис. У меня возникли проблемы со здоровьем, и медицина оказалась бессильна. А духовная практика (близкая к тому, что в христианстве называется покаянием) помогла мне исцелиться. И это не единственный пример чуда в моей жизни. Ученый-атеист скажет, что это случайные совпадения. Но я тоже ученый и умею считать вероятность таких случайностей – практически они исключены. Вера изменила мою жизнь кардинально. От состояния удрученности, пессимизма, от страхов, и первого из них – страха смерти – я перешел к очень позитивному, конструктивному отношению ко всему. Жизнь обрела смысл, я ощущаю, что внутренне постоянно меняюсь и открываю для себя новое в других. Однако, при всем уважении к христианству, христианином я не стал. Мне кажется, что мифологический образ Бога, утвердившийся 2000 лет назад, трудно согласовать с культурным контекстом нашего времени. Представление о том, что наука способна объяснить все, обманчиво. Это претензия на невозможное. У науки нет методологии для исследования духовного мира. Хотя для его осмысливания она дает богатые образы. Например, голография, которой я всю жизнь занимаюсь. Как известно, в каждой точке голограммы отображается цельный образ. Возможно, и Вселенная устроена по голографическому принципу. Этот образ можно применить и к человеку: его дух – это лишь частичка, но в ней отражается весь божественный мир».



 Марклен Конурбаев, филолог, профессор МГУ, мусульманин
«Я изучаю мир, чтобы яснее понять Создателя»


«Я занимаюсь филологией. Иначе говоря, искусством постижения смысла в устном и письменном тексте. Текст для меня – это мозаика тембральных перепадов, эмоциональных контрастов, смыслов, слов. Вглядываюсь в их комбинации и постигаю автора, скрытого от меня завесой языка. Мир вокруг – это тоже текст. Понять его мешает «клиповость», обрывистость общения и переизбыток информации, не несущей смысла. Они подтачивают устойчивость жизни. Но и здесь, как в филологии, я ищу гармонию и способы ее сохранить. Еще в студенческие годы я стремился понять, как возникает понимание многозначных текстов. В частности, Корана. Тогда же возник вопрос, чем является для меня религия моих предков – ислам. Только ли это ритуалы? Оказалось, что ритуалы только подчеркивают значительность веры, а сама она – глубоко в сердце. Постепенно вера стала нравственной опорой в жизни. И она не противоречит моим научным взглядам. В Коране предсказаны многие открытия, совершенные наукой столетия спустя. Например, в нем есть указание на то, что Земля – круглая, подробнейше описано развитие эмбриона человека, что поражает современных биологов. Что это, как не священное знание, переданное людям Богом? Как мусульманин я принимаю на веру то, что мир и все в нем есть проявление различных свойств Бога. А как верующий ученый стараюсь лучше изучить этот мир с помощью науки, чтобы яснее понять Создателя. В Коране сказано: «Бог все уравновесил». Думаю, что это равновесие и есть гармония. Я ищу проявления Бога, значит, стараюсь достичь гармонии. И это наполняет мой научный поиск глубоким смыслом».


5 комментариев :

  1. Жаль, что третий ученый так и не верит в Христа, без этого нет никакого смысла в его вере в существование Бога. Для Бога он все такой же нераскаявшийся грешник.

    Так же и с ученым мусульманином.

    "Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. 3 Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию..." 1 послание к Коринфянам 15 глава 1-4 стихи.

    ОтветитьУдалить
  2. Возможно, они все еще в пути, и когда-нибудь обретут истинный путь. Но лучше уж так, чем вовсе стоять и не двигаться.

    ОтветитьУдалить
  3. В этом согласен с тобой. Но думаю что таким образом двигаются все, и их путь ничем не лучше.

    ОтветитьУдалить
  4. Вам не показалось интересным, что двое первых ученых, не упоминали о Священном Писании (Библии), а мусульманин в основном говорил о Коране? :)

    А вообще, я рад, что ученые не просто верят, но и рассказывают о своей вере, потому что это будет разрушать миф, что все ученые не верят.


    Молодец, Алиса! Очень интересная информация )


    П.с.
    Вам не кажется нелогичной фраза Психоаналитика Марии Тимофеевой: "религия и психология – это разные сферы жизни человека. Вера изменила всю мою систему ценностей, систему координат"?

    Что она включает в сферу психологии, говоря, что религия в эти сферы не заходит, но тут же сообщает, что вера изменила всю ее систему ценностей и систему координат?

    Я думаю, вера в Бога, который сотворил человека и все, должна затрагивать все сферы, тем более психологию! Вам так не кажется? :)

    ОтветитьУдалить
  5. Юрий, мне кажется, что про Коран, ученый говорил больше, еще и потому, что он филолог. И занимается профессионально изучением текстов.

    Для многих православных очень трудно бывает читать и понимать Библию в церковно-славянском переводе, но тем не менее, русский синодальный считается каким-то "неправильным", "сектантским". :)

    В отношении психоаналитика, согласна с тобой Юрий. Мне даже немного жаль, что у этого специалиста не получилось дополнить психологию верой. Когда в психологическую парадигму входит константа Бога - все становится на свои места! Так случилось у меня.

    Но я могу представить себе ее путь. И могу предположить насколько трудно взрослому человеку, с опытом практической работы, с определенными алгоритмами и штампами, увязать ежедневную отлаженную работу с новыми ощущениями и открытиями.



    ОтветитьУдалить

Подписаться на обновления