Стихотворные диалоги: Пушкин и Филарет, Макбет и я

Вчера 13,02,2014 мне довелось быть на литературном вечере, где я почел за честь прочесть два стихотворных диалога, чтобы поделиться с молодыми поэтами )


Первый диалог между А. С. Пушкиным и святителем Филаретом, который состоялся в позапрошлом веке.

Пушкин пишет стихи - поиск смысла жизни
, вынужденный признать, что все бессмысленно и утомительно:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью 
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною: 
Сердце пусто, празден ум, 
И томит меня тоскою 
Однозвучный жизни шум.

Ответ Филарета Пушкину - ответ человека, знающего Христа, который открывает смысл существования человека:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без воли Бога тайной 
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью 
Зло из темных бездн воззвал, 
Сам наполнил душу страстью, 
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною! 
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою 
Сердце чисто, светел ум!

Поразмышляв над ответом Филарета, Пушкин пишет «Стансы», обращенные к Богу:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей 
Вверял изнеженные звуки 
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой 
Невольно звон я прерывал, 
Когда твой голос величавый 
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных, 
И ранам совести моей 
Твоих речей благоуханных 
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной 
Мне руку простираешь ты, 
И силой кроткой и любовной 
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима 
Отвергла мрак земных сует, 
И внемлет арфе Серафима 
В священном ужасе поэт.

Приятно видеть глобальные изменения в настроении Пушкина, его изменение в мироощущении, которое отражено не только в этом стихотворении, но и в других последующих.


Участников второго диалога разделяют несколько веков и культура, изменившаяся за это время, но поразительно видеть, что эти изменения фактически не влияют на мироощущения представителей двух взглядов: того, кто знает Бога и того, кто не знает Его.

Пять веков назад Шекспир запечатлил мысли не знающего Бога человека словами своего Макбета, главного героя одноименной пьесы: 

«Мы дни за днями шепчем: «Завтра, завтра».
Так тихими шагами жизнь ползет
К последней недописанной странице.
Оказывается, что все «вчера»
Нам сзади освещали путь к могиле.

Конец, конец, огарок догорел!
Жизнь - только тень, она - актер на сцене.
Сыграл свой час, побегал, пошумел -
И был таков. Жизнь - сказка в пересказе
Глупца. Она полна трескучих слов
И ничего не значит» (Макбет, V, 5,18 - 28) (18).

(источник - статья о Видах и Дарвине -

Ответ Макбету написан мной, а стихотворную форму придала ему моя любимая жена (Ника Ворошилова):
Я не живу, шепча: "О, завтра, завтра!"
Сегодня мне Христос дарует радость,
И мир в общеньи с Богом нахожу я.
Я точно знаю: все "вчера" надежно
Мне освещают путь к престолу Бога.

Конец земной - для нас только начало,
Земная жизнь - лишь миг. Но если ты
Его бессмысленно не прожил, в суете,
А смысл постиг и примирился с Богом,
Чудесную симфонию услышишь (вместо трескучих слов) -
И в вечности ей будешь наслаждаться!


Познакомимся -->
Искренне надеюсь, что мы будем мудрыми людьми, способными воспринять чужой опыт, а не из тех, кто учится на своих ошибках, и сможем сделать открытия, сделанные Пушкиным после общения с Филаретом раньше, чтобы не вверять своей "лире звуки безумства, лени и страстей".

Хотел бы, чтоб мое поколение поэтов написало немало глубоких стихов со знанием Бога и смыла бытия, ведя диалог с поэтами бывших поколений и оставляя возможность дальнейшего диалога для будущих.


Комментариев нет :

Отправить комментарий

Подписаться на обновления